Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №38"

«Наследственность, среда, активность – роль семьи в формировании полноценной личности ребенка»

 

Родители – одновременно наследственность и среда

Наследственность - это отражение биологического в человеке, передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей.

Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека, которая включает: продолжение человеческого рода;

обеспечивает задатки человека как представителя человеческого рода, задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления;

от родителей к детям передаются внешние признаки (особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи);

жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор;

к наследственным свойствам относятся особенности нервной системы, обусловливающие особенности протекания психических процессов (патологические недостатки нервной деятельности родителей, вызывающие, например, шизофрению, могут передаваться потомству); наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства (например, карликовость), отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

переменную часть - определяет то особенное, что отличает людей друг от друга, обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования; каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно путем саморазвития и самосовершенствования, таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой.

С педагогической точки зрения интерес представляют 3 главные проблемы:

1. Наследование интеллектуальных качеств.

Дети наследуют не готовые способности к определенному виду деятельности, а только задатки - потенциальные возможности для развития способностей. Унаследованные человеком задатки реализуются или не реализуются в зависимости от обстоятельств (условий жизни, среды, потребностей общества, от спроса на продукт той или иной деятельности человека). Известный генетик, академик Н. П. Дубинин считает ошибочным распространенное мнение о том, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что существует неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания). Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков для развития своих умственных сил.                      Читать статью полностью

 

 

 

 

В рамках информационно-методического марафона «Неделя психологии в образовании» для обучающихся 10 класса был проведен  урок «Роль наследственности, влияние среды, воспитания и активности на  развитие ребенка».

Старшеклассники познакомились с информацией о том, что может передаваться по наследству, в том числе попытались сами определить какие черты характера, внешности передались им от родителей: рост, цвет волос, выносливость, особенности здоровья и др.

Вместе с педагогом-психологом ребята определили, чем наполнен каждый день их родителей: работа, семья (воспитание детей, хозяйственные дела), общение с друзьями и родственниками, увлечения  и т. д.

Юношам и девушкам  было достаточно сложно  определить, сколько времени родители тратят на их воспитание в современных условиях, когда семье приходится выживать. Кто-то из родителей уделяет воспитанию всего 2%, а кто-то - 20-40%, даже 60%.

Затем ребята узнали, что среда влияния на ребенка состоит из 4-х составляющих:

  • Социальное пространство взрослых (семья) и сверстников (школа, друзья)
  • Моральное пространство (категории добра и зла)
  • Пространство представлений о себе и мире в будущем
  • Пространство окружающей среды

Ребята познакомились с многочисленными факторами дисгармоничного влияния окружающей среды на ребенка.

Затем они сами попытались проанализировать, какой фактор оказывает наибольшее влияние на их развитие.  По их мнению,  на них оказывают большое влияние сверстники.

Старшеклассники смогли рассмотреть   эти факторы как будущие родители.

Итогом встречи педагога-психолога с ребятами  явилось пожелание для тех родителей, которые сейчас воспитывают своих детей и для себя  – больше времени уделять своим детям. 

Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0